Мой сайт
 
Главная » 2010 » Март » 17 » Это не победа, это привал Отставка директора-марионетки не решает проблему ТЮЗа
10:52
Это не победа, это привал Отставка директора-марионетки не решает проблему ТЮЗа
В целях укрепления позитивного, нравственного влияния на личностное развитие... при Нижегородском государственном театре юного зрителя создан Общественный совет из представителей театральной и педагогической общественности г. Нижний Новгород.Весьма сдержанный праздничный салют по поводу увольнения Максима Крохина с поста директора Ниже-городского ТЮЗа вполне объясним. С одной стороны, саморазоблачительность действий Максима Владимировича была настолько очевидна, что другой сценарий просто не предполагался. Потребовался, правда, мощный внешний толчок — выступления известных людей в защиту нижегородской труппы, разбирательства в Госдуме, приезд комиссии Мини-стер-ства куль-туры РФ. Давление из Москвы заставило областных чиновников «заметить», наконец, проблему — через полгода после того, как они ее сами создали. Скомпрометировавшего себя и своих патронов управленца решено было сдать. С другой стороны, и многие наблюдатели это уже отметили, «директорская рокировка» проблему ТЮЗа не решает.

Партия

Что позитивного в сегодняшней ситуации? Полпредовский управленец, рапортовавший о закупке установки мыльных пузырей (!), мечтавший ввести в театре абсолютную ротацию и «выпускать спектакли без артистов» (цитирую), перестанет терроризировать нервных сотрудников, — это несомненный плюс. В ТЮЗ назначен директор-профессионал, интеллигентный, обладающий театральным мышлением и вкусом, имеющий опыт строительства театра, — Александр Гарьянов. Тоже плюс. Гарьянов закален — он успел поработать не только в Сарове, но и в Нижегородском Академическом театре кукол, с таким непростым и, что уж греха таить, авторитарным руководителем, как Александр Иванович Мишин. Еще один плюс. Можно понять Владимира Золотаря, высказывающего надежду на то, что все должно образоваться: знающие Гарьянова единодушны — с ним можно разговаривать. В принципе. Это не «автоответчик», врубающий телевизор на полную громкость, когда ему задают вопрос. В этом смысле, конечно, в истории многострадального ТЮЗа наступил какой-то новый этап.

Но отдать пешку под названием «М.В. Крохин» еще не значит признать свои ошибки и изменить отношение к проблеме ТЮЗа как таковой. Недаром самые преданные сторонники труппы Золотаря, комментируя последние события, предостерегают артистов от победной и, главное, преждевременной эйфории: «Похоже, что те, кто «играет черными», вынуждены были эту пешку принести в жертву (и то, как можно заметить, не до конца), но не думаю, что они уже готовы сдать всю партию. Все основные вопросы остаются и ждут своего решения. Иначе это вообще издевательство, а не решение проблемы».

Всё правильно — это не победа одних и не поражение других. Это — привал. Для того, чтобы передохнуть, оглядеться. Всмотреться в карту.

Вопросы на полях

Вопросы действительно остаются. За все время противостояния областные власти ни разу публично не сформулировали причины конфликта, не ответили на многочисленные открытые и «закрытые» обращения к ним по поводу ТЮЗа. Ни слова о правовых и финансовых обоснованиях существования двух автономных трупп, на которые распилили ТЮЗ. Предполагалось закрепить эти новые обстоятельства в Положении о творческом процессе и в новом коллективном договоре. В условиях разделения театра, то есть фактической реорганизации предприятия, эти документы были крайне необходимы! Но Максим Крохин сказал, что не нашел на просторах России театра, где имелось бы Положение о творческом процессе. Ему «поверили».

О художественном совете театра, арендных приоритетах (под лозунгом «Вернем -театр детям») — также не было сказано ни слова вслух. И об актерских увольнениях — ничего, кроме общего «Все делается по закону».

Величественное молчание. И только клерк-директор, сплошная оговорка по Фрейду, очевидно, прикрывая хозяев, снова вынужден был объяснять прессе: «Есть ряд рекомендаций, подчеркиваю, рекомендаций, которые нам тогда, в сентябре, предложили. Потому что тогда, в сентябре, нужно было решать вот так». То есть тогда, в сентябре, надо было на все соглашаться, кивать, брать под козырек, лишь бы москвичи скорей уехали со своими иконками и рекомендациями, а эти упрямцы, нижегородские артисты, прекратили будоражить страну своей голодовкой.

Модель для всей России

В условиях такого монолитного молчания главный вопрос может звучать так: так ли уж фантастичны предположения некоторых наблюдателей, которые, следя за развитием ситуации вокруг Нижегородского ТЮЗа, в Интернет-дискуссии называют происходящее «техничным рейдерским захватом» и поминают «квартирный вопрос»? Ведь, по сути, директор ТЮЗа все полгода выступал как раз в роли кризисного управляющего, который планомерно вел театр к творческому банкротству. А площадка такая удобная, она уже сегодня активно используется как коммерческая и репертуар подверстывается к «Мехам России», «Смешарикам», прочим «арендам», скромно именуемым «совместными мероприятиями». Театр становится рудиментом — да здравствует эффективно работающая прокатная площадка!

Легко и непринужденно переместив на шахматной доске маленькую фигурку, Максима Крохина, кукловоды и сегодня не спешат «расшаркиваться» перед общественным мнением: никто не наказан, не привлечен к ответственности, практически даже не снят с должности
Подобные схемы «оптимизации расходов» уже начали свое распространение по России: достаточно вспомнить историю с Камерным театром в Череповце и знаменитым «Манекеном» в Челябинске. И недаром перемещение эффективного управленца Крохина ближе к кинотеатру «Орленок» нижегородцы тотчас восприняли как угрозу. Ведь, по мнению властей, этот уникальный киноцентр тоже работает крайне неэффективно, и площади, примыкающие к зданию Театра кукол, можно использовать с большей пользой. Почти одновременно с ТЮЗовской голодовкой «Орленок» читал официальное письмо заместителя губернатора Геннадия Суворова, в котором сообщалось, что «министерству государственного имущества и земельных ресурсов и департаменту культуры области поручено проанализировать деятельность кинотеатра «Орленок» и «подготовить предложения по оптимизации работы... на базе здания, относящегося к областной собственности». Сотрудники «Орленка» еще тогда расценили это как атаку на кинотеатр, но Нижнему было не до того — голодали артисты.

Да и то сказать, у нас на любой глас вопиющего найдется своя пустыня. Один из нижегородских зрителей, выразивших свою обеспокоенность молчанием властей, получил, например, такой вот официальный ответ за подписью замминистра Аллы Забегаловой: «Министерство культуры и информации Нижегородской области разделяет обеспокоенность старшего поколения театрального зрителя г. Нижний Новгород по поводу духовного развития... через приобщение... В целях укрепления позитивного, нравственного влияния на личностное развитие... при Нижегородском государственном театре юного зрителя создан Общественный совет из представителей театральной и педагогической общественности г. Нижний Новгород. Одним из вопросов, рассматриваемых Общественным советом, является обсуждение детского и юношеского репертуара театра, оказывающего действенное художественно-педагогичес>кое... исследуемых драматургическим...». Ну и так далее. В лучших чиновничьих традициях.

Господа и их собаки Баскервилей


В лучших советских традициях решен и вопрос о переброске ценного кадра Крохина. Легко и непринужденно переместив на шахматной доске маленькую фигурку, кукловоды и сегодня не спешат «расшаркиваться» перед общественным мнением: никто не наказан, не привлечен к ответственности. Практически даже не снят с должности. Потому что образцово-показательный Максим Крохин будет теперь директорствовать в театре кукол, под самодержавным крылом кукольного государя, по совместительству председателя нижегородского отделения СТД, Александра Мишина, осенью в сердцах обещавшего поднять общественность и закрыть ТЮЗ, если «крепостные» артисты не прекратят голодовку.

Кстати, эта эмоциональная безответственность не так безобидна, как может показаться. Чутко улавливая настроения властей, некий политический активист, скрывающийся по ником «Гуманитарный технолог», на городском интернет-форуме уже крикнул «Ату!» — призвал «с помощью кастетов и обрезков труб показать соплякам из ТЮЗА их место на театральной карте». И через несколько дней уточнил, где именно это место — в канализации. Как раз в это время страна обсуждала, надо или не надо открывать доступ правоохранительным органам к IP-адресам пользователей сети. Прокуратура могла бы рапортовать о предотвращении погрома, если бы призвала автора экстремистского высказывания к ответу. Тем более что он не слишком-то и скрывает свое настоящее имя на форуме.

Но и эти вопиющие проявления в нашем на редкость уравновешенном городе не получили должной оценки. Ну, может, кто-то руки «технологу» при встрече не подаст...

Гражданское общество — это вы, я, они...


Надежда все равно, как известно, умирает последней. Особенно надежда на так называемое консолидированное общественное мнение. Вот и зрительская группа поддержки ТЮЗа запустила в открытое пространство Интернета очередное обращение к губернатору. Хотя логичнее было бы обращаться напрямую к президенту — как гаранту социальных прав и свобод. Вопрос ситуации в ТЮЗе для главы государства вовсе не мелкий: речь идет об обкатке в регионе эффективной модели уничтожения культуры.

Петиция на имя Валерия Шанцева опубликована на интернет-ресурсе «Гражданское общество в действии» за день до отставки Крохина. Вы можете присоединиться к тем, кто выдвигает главе региона обоснованные и достаточно жесткие требования: прекратить дезинформацию общественности об отсутствии в репертуаре ТЮЗа детских спектаклей, восстановить всех необоснованно уволенных и обеспечить иногородних молодых актёров жильём, вернуть в репертуар спектакли, снятые Крохиным, собрать компетентный и легитимный Экспертный совет из театральных специалистов и юристов — в противовес марионеточному «министерскому». И, что представляется особенно важным, дать общественности в открытом виде финансовую отчётность ТЮЗа за текущий сезон, включая дополнительные доходы от аренды помещений. Авторы петиции настаивают, что подобная прокатная площадка, действующая на базе госсобственности, фактически существует на их деньги, — деньги налогоплательщиков.

Даже не слишком надеясь на публичный ответ (мы ведь ждем его без малого семь месяцев!), повторим вслед за авторами всех адресованных главе региона писем и обращений главные вопросы: так останется ли в театре Виктор Симакин? Не забудем: его присутствие в ТЮЗе — точка отсчета всего конф-ликта. Какова судьба крохинской команды — нескольких замов, от спеца по коммерческим проектам до охранника, избившего инженера Игнатьева? И какова судьба всех крохинских решений последних месяцев, превративших театр в режимный объект, лишивших артистов жилья, кастрировавших репертуар театра? Как вернуть композитора Ольгу Шайдуллину и тех, кто был вынужден уйти? Как восстановить репертуар?

Опубликованный майский репертуар вообще полупустой, зато заявленная премьера носит символичное название — «Уроки нечисти». Еще одна оговорка по Фрейду.

И еще. Как уберечь от инфаркта нового директора, если он будет стараться работать по-честному, а на него будут оказывать давление? Есть ли вообще в Уставе театра механизмы защиты от такого рода давления?

P.S.: Театральные рифмы

Кто-то спрашивал: а где сейчас выдавленный из города N молодой и перспективный режиссер-кукольник Вадим Смирнов, которому вернувшийся в кресло худрука его учитель и наставник Мишин четыре года назад отказал в праве ставить спектакли в Нижнем? Отвечаю: Смирнов возглавляет театр кукол в Оренбурге. Программная «Тень», слетевшая с треском из нижегородской афиши, у него там в репертуаре: народ жадно ходит, спорит, обсуждает, радуется — как актуален Шварц! 37-летний режиссер отмечен высшей наградой края в области литературы и искусства — премией «Оренбургская лира». Обласкан международными и российскими фестивалями. Недавно показал в Москве яркую «Женитьбу Бальзаминова» — спектакль для молодежной аудитории. Ставит и детские спектакли — с постановочной группой из Нижнего, между прочим. А что? Оренбург благодарен нам за то, что мы его выгнали.

Елена Чернова
Новая газета в Нижнем Новгороде, 23.04.2010
Категория: Новости | Просмотров: 121 | Добавил: tquing | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Понедельник, 25.09.2017, 03:42
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Новости [68]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Психолога консультация поводу консультация получить.

  • Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz