Мой сайт
 
Главная » 2010 » Декабрь » 19 » А. Костин, "Персидский поход Сергея Есенина"
11:00
А. Костин, "Персидский поход Сергея Есенина"
Поселилась здесь поэзия прочно еще в начале 20-х годов, когда здесь неоднократно бывал великий русский поэт Сергей Александрович Есенин.Мы в квартире напротив музыкального училища имени Асафа Зейналлы. Этот старинный дом, типичный для старого Баку, постепенно тонет среди сверкающих стеклом, бетоном и безвкусной псевдостаринной лепкой новостроек. Но пока держится. Как держится наша старая неповторимая, ни с чем не сравнимая бакинская культура. Жаль, если она исчезнет. Она то же самое для мира, как и старый Питер, старая Одесса, старый Париж и старый Рим. Дом спасает еще и табличка, повествующая о том, что здесь жил и творил известный польский архитектор Юзеф Гославский, а Ирина Георгиевна Трофимова, хозяйка квартиры и фактически смотритель неформального музея, награждена Золотым крестом польской республики за сохранение памяти об известном поляке. Но не только этой фамилией знаменит этот дом и заслуги в сохранении культуры хозяйкой дома не ограничены только Польшей... Здесь уже более полувека живет ее величество поэзия, здесь до сего дня собираются поэты, барды, известные и не очень... Поселилась здесь поэзия прочно еще в начале 20-х годов, когда здесь неоднократно бывал великий русский поэт Сергей Александрович Есенин.

Впервые пригласил Есенина к Петру Михайловичу Москаленко, работавшему в двадцатых годах в ЦК Компартии Азербайджана редактор Бакинского рабочего и второй секретарь ЦК Петр Иванович Болдовкин, сменивший эту неблагозвучную фамилию на псевдоним Чагин. Интерьер гостиной сохранен таким, каким он был в те, фантастически далекие от нас годы. Поражает огромное зеркало. Оно словно светится изнутри. Дело в том, что оно изготовлено по старинной технологии и отражающий слой выполнен из серебра. И свет его кажется окном в прошлое, в тот теперь уже для нас загадочный, не совсем понятный и удивительный мир, мир, где причудливо смешались свет и тьма, доброта и запредельная жестокость, реки крови и забытое ныне умение сопереживать и поддерживать друг друга в трудную минуту. А вдруг сзади покажется в зеркале одетый в пушкинский плащ веселый, изысканно небрежный, ироничный Есенин с лукавыми искорками в глазах... Такой кажется вся эта комната.

Есенин провел в Баку значительную часть 24 и 25 годов. Но на Кавказе, и вообще на юге он был и раньше, в Тбилиси, в Батуми, в Ташкенте, в Самарканде... Но об этом ниже. Не случайно же он у нас так популярен. И получить такую популярность, отношение к Есенину как к неотъемлемой части нашего города невозможно было за два коротких приезда. Но факт налицо. Деревенский паренек из села Костантиново Рязанской губернии, ставший великим поэтом России, совершенно естественно воспринимается в Азербайджане как неотъемлемая часть нашей культуры. Он был бы таковым даже в том случае, если бы не написал известный цикл Персидские мотивы - Не только Есенин, но и Лермонтов, и Пушкин и многие другие таланты, взращенные российской почвой, стали частью нашего мировозрения, менталитета.
Воздух прозрачный и синий,
Выйду в цветочные чащи
Путник, в лазурь уходящий
Ты не дойдешь до пустыни
Воздух прозрачный и синий
Лугом пройдешь, как садом
Садом в цветении диком
Ты не удержишься взглядом,
Чтоб не припасть к гвоздикам
Лугом пройдешь как садом...


МИФЫ И РЕАЛЬНОСТИ СУДЬБЫ ЕСЕНИНА

После той беседы с Ириной Георгиевной прошло несколько лет. Многое изменилось. Многое из того, что в то время казалось сенсационным, сегодня стало очевидностью. Вышли книги Кузнецова, показан многосерийный фильм Есенин. Ирина Георгиевна, естественно, не могла сама видеть Есенина, но она с раннего детства жила среди людей, которые были друзьями поэта. Поэтому она для нас - уникальный источник реальной, а не переработанной согласно очередному судьбоносному перевороту информации. Кстати, материалы, переданные Ириной Георгиевной были в значительно мере использованы при работе над сериалом. Сергей Безруков, будучи в Баку, много раз беседовал с Ириной Георгиевной. И многие эпизоды, связанные с непосредственными воспоминаниями, живущими в этом доме, фактически материалы - первоисточники, использованы в фильме. Вообще следует сказать, к чести создателей сериала, они опирались литературу, где приведены реальные воспоминания реальных лиц, знавших Есенина, например, на книгу Жизнь Есенина, изданную в 1988 году, а не на литературоведческие статьи, несущие неизбежно на себе печать того или иного идеологического заказа и на привычные, ставшие казаться реальностью из-за их постоянного повторения мифы. Большая часть диалогов фильма взята непосредственно из текстов этой книги. Это и слова Чагина о том, что Есенин - жемчужина советской поэзии, и мольба Есенина к Бениславской- страсть была и прошла и спасать меня надо, а не толкать обратно (имеется в виду Дункан) и многое другое. И в этой работе автор тоже пытается больше опираться на материалы, предоставленные Ириной Георгиевной. Кстати, Сергей Безруков, второй раз посетив Баку, выступая перед зрителями, публично поблагодарил Ирину Георгиевну Трофимову и часть денег, полученных за свое выступление, пожертвовал на поддержку домашнего музея.

В биографии Есенина, несмотря на лавину сенсационных публикаций последних лет, до сего дня много неясного, не стыкующегося как со старыми, привычными догмами, так и с новейшими сенсациями. Образ Есенина, так уж случилось, в общественном сознании окутан последовательной серией мифов, которые последовательно работали в одном направлении, создавая идеологически выверенный образ, известный со школьной скамьи.

Причем здесь дело не только в идеологической советской машине, подгоняющее все, что нашли нужным не уничтожать, а использовать, под один общий стандарт. Миф о Есенине начал рождаться еще до революции и одним из создателей его был сам Есенин. Первый и самый устойчивый миф, который создавали многие - от известной поэтессы, законодательницы петербургских литературных мод Гиппиус до поэта - почвенника Клюева и который не спешат опровергать даже, к примеру, авторы известного сериала - Есенин был сугубо крестьянским поэтом, порождением незамутненной сермяжной Руси. В фильме Троцкий называет его неизлечимо крестьянским поэтом. Но Есенин с ранней юности был вхож в самые высокие великосветские салоны, и даже в царскую семью. И одевался Есенин всегда изысканно, согласно последней моде. Но Есенин сознательно культивировал образ корневой васильковой Руси. Ибо в годы, предшествовавшие 17-му, этот образ был, выражаясь современным языком, конъюнктурным. Его с успехом, к примеру, эксплуатировал Клюев. Есенин сначала сблизился с Клюевым, но потом их пути разошлись.

Анатолий Мариенгоф, поэт, вместе с Есениным основавший литературное течение имажинизм в воспоминаниях о Есенине приводит рассказ самого поэта о себе:
-Тут брат, надо дело хитро вести. Пусть, думаю, каждый считает - я его в литературу ввел. Им приятно, а мне наплевать.
Городецкий ввел? Ввел. Клюев ввел? Ввел. Сологуб с Чебораревской ввели?. Ввели.
Одним словом, и Мережковский с Гиппиусихой и Блок и Рюрик Ивнев.
Сам же скромного можно сказать скромнее. От каждой похвалы краснею, как девушка, в глаза никому от робости не гляжу. Потеха.


О КРЕСТЬЯНСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ

О сугубо крестьянском происхождении Есенина. Ведь фактически таковым можно его считать с некоторой натяжкой. В 1915 году Есенин приехал в Петроград не из деревни, а из Москвы, где уже жил три года. Крестьянин по происхождению, Есенин вырос не в нищей деревенской избе, а в зажиточном доме деда по материнской линии, Федора Андреевича Титова. По воспоминаниям сестры поэта дед владел несколькими баржами, то есть был предпринимателем средней руки. В то же время для понимания сути творчества Есенина важно знать такой факт: дед его был старообрядческим начетчиком (что не мешало ему быть весьма успешным предпринимателем. Впрочем, значительная часть русских предпринимателей, даже самых известных, таких, как Морозов, вышла из старообрядцев) Есенин вырос среди старообрядческих книг и старинных, дониконовского письма икон с темными ликами. (Правда, некоторые авторы отрицают факт старообрядчества семьи Есенина).

Образование в их семье получил не только Есенин, но и его сестры, чтобыло тогда в крестьянской среде большой редкостью. Есенин по приезде в 1912 году в Москву сначала работал у отца, (отец практически большую часть жизни прожил в Москве, будучи приказчиком в мясной лавке) но потом устроился подчитчиком в типографию товарищества Сытина. Писать и печататься начал еще в Москве. С 1913 года он слушает лекции на историко-философском факультете в народном университете Шанявского, где в то время читали лекции многие выдающиеся ученые. А его слова Я последний поэт деревни подразумевают его связь с коренными традиционными ценностями, но не в кольцовском, фольклорном, а глубинно-философском понимании. Поэтому собственно народные мотивы получили у него совершенно иное осмысление. Именно так понимал его и Троцкий, в отличие от других вождей действительно знаток литературы. Поэтому на первом этапе власти с одной стороны обхаживали Есенина - он им был нужен, ибо он был как бы ступенью, по которой они надеялись привести крестьян к социализму, а с другой - не без основания опасались его, и воспитывали, то устраивая ему творческие поездки, подчас позволяя ему такие высказывания, за которые другого бы давно поставили к стенке, то арестовывая его, пока только в профилактических и воспитательных целях. Забегая вперед, скажу, что это и привело его к гибели, когда его восстребованность позволила ему стать пешкой в сложной бескомпромиссной игре двух лагерей большевиков - троцкистов и сталинистов. И им пожертвовали без жалости, ибо, по сути он был чужим и тем и другим. О тайне его гибели ниже.

О ПЕРСИДСКИХ МОТИВАХ И ПЕРСИИ

Теперь о нашем, известном бакинском мифе. Якобы Чагин, подшутив над Есениным, целый день возил его по Абшерону, уверяя, что они едут в Персию. Персия же была представлена Мардакянами, а Есенин доверчиво проглотил наживку, будучи в серьезном подпитии.

- Этого никак не могло быть - рассказывала тогда Ирина Георгиевна. В Мардакяны, на дачу Чагина, Есенин приехал в августе, причем вместе с женой Софьей Толстой. Вряд ли она могла участвовать в этой мистификации.

Но кому она была все таки нужна? И почему эта байка так упорно распространялась? И кому выгодно было ее распространять? Есенин хотел быть похожим на Пушкина. А Пушкин, будучи вообще то невыездным, был за границей один раз, когда он участвовал в походе Русской армии в Эрзерум.

Вот что пишет известный писатель, автор многочисленных исследований на историческую тему Александр Бушков:
Сразу после неудачи польского похода Троцкий стал инициатором советизации Персии, нынешнего Ирана. Туда под видом местных бунтовщиков вторглись регулярные подразделения Красной армии, с ходу основав Гилянскую советскую республику.
Однако и эта затея с треском провалилась - местное население, к идеям марксизма совершенно равнодушное, стало не на шутку сопротивляться, персидские надежнейшие товарищи оказались авантюристами и жуликами, так что красным конникам под командой знаменитого Примакова пришлось убраться восвояси. О том, что они там вообще были, велено было на самом высоком уровне забыть раз и навсегда.
И забыли. Так надежно, что это впоследствии принесло немало хлопот советским литературоведам. Дело в том, что при штабе Примакова был и Сергей Есенин, там же написавший свой знаменитый персидский цикл. Но поскольку о советском вторжении велено было не заикаться, вплоть до развала СССР литературоведам пришлось талдычить, что персидские стихи созданы не на основе творческой командировки, по заочной любви к далекой загадочной Персии, где поэт, конечно, никогда не бывал.

Есть сведения, что Есенин, используя опыт Первой мировой войны, также служил здесь санитаром. Возможно, ему тогда было не до поэм, а свои впечатления он смог оформить позже, уже при посещении Баку. Весьма логично, особенно если учесть, что только там могли познакомиться и подружиться такие совершенно разные люди, как поэт Есенин и бывший левый эсер, убийца посла Германии Мирбаха, занявший потом высокое положение в ЧК и еще числившийся секретарем компартии Ирана Яков Блюмкин. Нравы тогда были строгие, ГПУ с контрой не церемонилось и поэтому все молчали. Блюмкин, в обязанности которого входило помимо прочего, контролировать поэтическую богему, сам постоянно участвовал в тусовках, даже писал стихи.
Лев Троцкий, второй человек в СССР, в статье, посвященной смерти поэта, практически проговаривается:
- Поездка по чужим странам, по Европе и за океан не выровняла его. Тегеран он воспринял несравненно глубже, чем Нью Йорк. В Персии лирическая интимность на рязанских корнях нашла ля себя больше сродного, чем в культурных центрах Европы и Америки.

То есть факт пребывания Есенина в Персии есть реальность. Впрочем, в этой статье Троцкий позволяет себе неожиданные откровенности не один раз...

О ставшей притчей во языцех любви Есенина к спиртному:

И в фильме Есенин показан что-то уж чересчур пьяненьким. Может авторы считали, что среднестатистический российский зритель в таком виде лучше поймет авторов, и они так его приблизят к народу, сделают его понятней и родней? Вряд ли. Ибо народ тоже бывает разный.

Конечно, Есенин не был трезвенником. Но стихи он писал абсолютно трезвым, и работал он очень много. Впечатляют его черновики - Аккуратно исписанные листы без единой помарки - он фактически писал сразу набело, не изменяя текст. Эта информация использована в фильме, где в ответ на приглашение Мариенгофа, Есенин отвечает: "Ты же знаешь, когда работаю, не пью".

Продолжение следует: http://ethnoglobus.com/in>dex.php?l=ru&m=news&id=635 (можно не читать - там много хуйни, например, Екатерина II "посылает флот блокировать гавань Фриско", спасая США от Англии :)

_________________________>___________
"Мир литературы": #12, 2009 г.; #1, 2010 г.
http://ethnoglobus.com/in>dex.php?l=ru&m=news&id=600

Bonus: П.И. ЧАГИН, "СЕРГЕЙ ЕСЕНИН В БАКУ"
:
http://hojja-nusreddin.li>vejournal.com2465036.htm>l
Категория: Новости | Просмотров: 136 | Добавил: tquing | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Понедельник, 25.09.2017, 03:39
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Новости [68]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Психолога консультация поводу консультация получить.

  • Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz